Для более удобной работы на нашем сайте используются файлы сookies. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой использования cookies
Понятно
Все статьи

Аналитика поведения пользователей

Высокая конверсия — основная цель любого онлайн-бизнеса. Но достичь её без знания особенностей потребительского поведения практически невозможно. Что движет клиентом при выборе продукта? Какие его потребности необходимо удовлетворить? На эти и другие вопросы даст ответы веб-аналитика (web analytics). О специфике веб-аналитики и инструментах отслеживания поведенческих факторов расскажем далее.


Зачем нужна аналитика поведения пользователей сайта


Онлайн-бизнес часто начинается с сайта в интернете или группы в социальных сетях. Идеальный, по мнению его владельца, сайт может оказаться совершенно не продающим — неудобным, некрасивым или неинтересным для пользователя. Избежать этого поможет объективная и своевременная аналитика.

Поведенческие факторы показывают уровень заинтересованности пользователей и особенности их работы с сайтом компании. Так, один потребитель способен часами просматривать каталоги и читать статьи в блоге, а другому достаточно нескольких секунд, чтобы разочароваться в веб-ресурсе бренда. Кто-то положительно реагирует на скидки и распродажи, а кто-то раздражается от подобных предложений. Изучите предпочтения вашей целевой аудитории, чтобы стать ближе к покупателю.

Поведенческие факторы разделяются на несколько групп:

  • Социально-демографические — пол, возраст, профессия, место жительства.
  • Культурные — образ жизни, менталитет, роли.
  • Поведенческие — установки, убеждения, мотивы.

Задача владельцев бизнеса — определить закономерности поведения клиентов и учесть их в дальнейшей работе.

Аналитика поведения пользователей даст ответ на главный вопрос — насколько ваш сайт эффективен в общении с целевой аудиторией. По итогам исследования вы узнаете конкретные значения заданных параметров, например:
  • время пребывания на страницах,
  • глубину просмотра материалов,
  • число подписок на новостные рассылки,
  • процент отказов.


На их основе вы сможете определить:


1. Слабые места в работе сайта. Что мешает пользователям сделать заказам или заставляет их покинуть страницу? На каком этапе продаж отмечается максимальный отток аудитории? Найдите причины и устраните их.
2. Перспективные каналы привлечения клиентов. Инвестируйте только в те виды рекламы, которые действительно привлекают клиентов.
3. Инструменты для удержания клиентов. Что привлекает вашего потребителя? Предложите ему интересные акции, программы лояльности, программные решения. Например, виджет обратного звонкадля уточнения деталей заказа или особенностей продукции.

Важно. Не стоит измерять всё и сразу. Определите цель исследования и выберите несколько значимых параметров для её достижения. Например, чтобы оценить качество привлечения новых пользователей, стоит узнать число переходов на сайт из каждого канала — поисковых систем, социальных сетей, контекстной рекламы.


Веб-аналитика поведения пользователей: какие параметры необходимо отслеживать


Современные системы аналитики способны измерять десятки показателей. Основу анализа поведения пользователей составляют следующие параметры:


1. Трафик или посещаемость страницы. Сколько посетителей зашли на сайт за сутки? Эти сведения будут полезны для изучения общей привлекательности ресурса. При этом учитываются только уникальные пользователи, а не общее число гостей страницы компании.

2. Источники перехода. Откуда приходит большая часть ваших потребителей? Это могут быть поисковые системы, ссылки в соцсетях, рекламные объявления. Ориентируйтесь на самые эффективные каналы коммуникации. Например, если реклама у партнеров приводит в разы меньше посетителей, чем поисковая оптимизация, стоит пересмотреть стратегию продвижения.

Совет.Не спешите с выводами. Сопоставьте данные отчетов об источниках посещаемости с коэффициентом возврата инвестиций (ROI или Return On Investment). Возможно, из сотни новых пользователей лишь один дошел до сделки.

3. Процент отказов. Часто пользователь открывает сайт и покидает его в течение нескольких секунд. Высокая доля отказов — тревожный знак для бизнеса. Причинами могут стать отталкивающий дизайн, сложная навигация, ошибка в настройке поисковой оптимизации, неинформативные материалы на странице.

4. Время на сайте. Чем дольше человек находится на страницах вашего сайта, тем лучше для бизнеса. Потребитель будет изучать только ту информацию, которая представляет для него ценность.

5. Глубина просмотра. Задача сайта — максимально долго удерживать внимание пользователей на сайте, в том числе за счет просмотра других страниц. Добиться высокого значения метрики позволяют:
  • ленты рекомендаций товаров,
  • перелинковка — ссылки внутри текста на другие страницы сайта,
  • продуманная навигация — поисковые строки, меню, фильтры.

6. Прямые заходы. Наиболее лояльные потребители заходят на сайт из адресной строки браузера. Они — основа вашего бизнеса, преданная аудитория, готовая рекомендовать продукцию фирмы своим знакомым. Работайте над повышением значения этого показателя. Например, регулярно пополняйте раздел с полезными статьями, предложите внести сайт в избранное или дополните его бесплатными приложениями и сервисами.

7. Точки входа. Выявите страницы, с которых посетители начинают знакомство с сайтом. Наиболее популярные разделы будут иметь максимальные значения посещаемости. Точки выхода покажут страницы, с которых уходит большая часть аудитории.

8. Возвращаемость. Сколько посетителей заходят на ваш ресурс повторно? Хотите повысить конверсию — стремитесь к высоким значениям данной метрики. Например, предлагайте интересные материалы, скидки, обновляйте ассортимент.

Аналитика пользовательского поведения — основа продвижения компании. Внимательно изучайте отчеты по каждому параметру, чтобы вовремя выявлять слабые элементы в работе сайта. Так, если большая часть посетителей заходит к вам со смартфонов, есть смысл создать приложение или адаптировать страницы для мобильных устройств.


Три инструмента аналитики: как отследить поведение пользователя на сайте


Отслеживать метрики поведения пользователей сайта достаточно легко. Помогут базы данных и программы аналитики. Они собирают данные о посетителях веб-страниц, систематизируют их и формируют отчеты о динамике каждого заданного показателя. Ниже поговорим о наиболее популярных инструментах бизнес-аналитики для отслеживания поведенческих факторов.

Карта скроллинга



Не все блоки информации одинаково интересны аудитории. Наиболее ценные разделы привлекают внимание пользователей: в результате человек не сразу прокручивает страницу. Карта скроллинга покажет, где пользователи останавливаются при просмотре сайта.

Карта кликов


Оценить дизайн и удобство работы с сайтом помогут карты кликов. Они показывают места и элементы страниц, по которым пользователи кликают чаще всего. Представьте, что вы решили разместить кнопку с призывом к действию. Чтобы она привлекла внимание пользователей, нужно грамотно выбрать еёместоположение. Отлично подойдут наиболее кликабельные места на карте страницы.

Аналитика форм


Всплывающие окна и формы сбора данных могут как привлекать целевую аудиторию, так и препятствовать развитию сайта. Чтобы каждый элемент работал на повышение конверсии, важно определить предпочтения пользователей.
Например, из сотни посетителей страницы только двое подписались на рассылку или воспользовались строкой поиска. Причины низкой активности могут быть различными: от большого количества полей до неуместного расположения формы.

Анализ поведения пользователей в мобильном приложении


Отслеживание активности аудитории приложения может усложняться, если речь идет о мобильном приложении. С одной стороны, человек может проводить больше времени перед экраном смартфона. С другой — причины ухода достаточно разнообразны: от телефонного звонка до отключения устройства.


Помогут отслеживать показатели работы мобильного приложения следующие инструменты аналитики:

1. Записи сеансов. Наблюдайте за поведением пользователей от начала работы в программе до выхода из нее. Так вы определите наиболее интересные разделы, функции, пользующиеся популярностью у клиентов. Просмотр коротких сеансов поможет выявить причины ухода потребителей. Например, неудобную панель навигации.

2. Воронки конверсии. Находите этапы воронки продаж, на которых теряется больше всего потребителей. Установите причины отказа клиентов от целевого действия и своевременно их устраняйте.

3. Скорость работы приложения. Насколько быстро пользователи находят ответы на запросы? В случае обнаружения проблем, необходимо оперативно их решить.
Изучение поведенческих факторов пользователей — важный шаг к стабильному развитию бизнеса. А установка виджетов и лент рекомендаций от СберЛида поможет повысить функциональность сайта и его привлекательность для целевой аудитории.
Продажи