Все статьи

Основные метрики SaaS-сервисов

SaaS-сервисы за последние годы заняли большую часть рынка и потеснили классических поставщиков программного обеспечения. Что из себя представляют SaaS-сервисы, как устроена их бизнес-модель? И по каким метрикам можно оценить эффективность этого бизнеса? Отвечаем на эти вопросы в материале.


Что такое сервис SaaS?


SaaS-сервис (с англ. software as a service — программное обеспечение как услуга) — это облачный сервис, который можно использовать онлайн.

Современное программное обеспечение и технические решения можно разделить на две большие категории:
  • Программы, которые устанавливаются на локальные компьютеры.
  • Облачные решения, обработка данных в которых осуществляется на серверах поставщика этого решения.

Ранее в среднем и крупном бизнесе были популярны пакеты программ для управления предприятием. Такие пакеты включали в себя инструменты для работы с бухгалтерией, со складскими остатками, с документооборотом и клиентской базой.

Программы при этом устанавливались на компьютеры компании. Обычно бизнес один раз оплачивал лицензию для доступа к такому программному обеспечению и мог свободно им пользоваться, как и его сотрудники.

Такой подход имел ряд недостатков:
  • Низкий уровень безопасности хранящихся локально данных.
  • Потребность в вычислительных мощностях — дополнительных серверах для хранения данных.
  • Отсутствие гибкости программ и потребность в регулярных обновлениях. 

Не так давно большой популярностью среди предпринимателей и физических лиц стали пользоваться облачные решения. В таких сервисах все вычислительные процессы происходят на удаленных серверахкомпании-разработчика, а не на компьютерах пользователя.

Пользователи получают доступ к инструментам облачного сервиса через интернет. Например, с помощью сайта или мобильного приложения. 

SaaS-сервисы имеют большое количество преимуществ для бизнеса:

1. Отпадает потребность в мощных компьютерах для компании. Так как все вычисления и внутренние операции с данными осуществляются на серверах разработчика, компании не требуется закупкадополнительного оборудования. Сотрудники могут подключаться к облачным решениям через ноутбуки,смартфоны и другие гаджеты.

2. Удобство и простота. Для использования SaaS-сервисов обычно не требуется настройка, установка программного обеспечения или сложные технические манипуляции. После оплаты пользователь сразу получает доступ к функционалу выбранного сервиса.

3. Функциональность и автоматические обновления. Рынок стремительно меняется, это актуально для любой ниши и сферы деятельности. Разработчики SaaS-решений могут быстрее подстраивать свой продукт под потребности и задачи своих пользователей. 

СберЛид ­— один из примеров SaaS-сервиса. В удобном интерфейсе сервиса СберЛид предприниматель может настроить формы для сбора контактов посетителей сайта, настроить каталог товаров для виджета рекомендаций, а также подключить к сайту или интернет-магазину всплывающие окна.

Все внесенные изменения в панели управления сервиса автоматически отражаются на работе сайта, который подключен к сервису. 

Электронная почта, сервисы приема платежей, решения для коллтрекинга — все это примеры облачных SaaS-сервисов.


SaaS-метрики — что это?


Если ваш бизнес предлагает облачные решения для других пользователей, важно учитывать SaaS-метрики для построения устойчивой модели продаж и планомерного роста компании.

SaaS-метрики — это измеряемые показатели эффективности определенного направления деятельности организации. Метрики можно разделить на две большие категории: показатели, связанные с привлечением новых клиентов и удержанием старых. Все метрики так или иначе относятся к одной из этих категорий. Таких метрик насчитывается уже несколько десятков. Вот некоторые из них:

– LTV (lifetime value, пожизненная ценность) — метрика, показывающая, сколько денег в среднем приносит один клиент за время использования сервиса. Для SaaS-бизнеса это одна из самых важных метрик, с которой работают в первую очередь, поскольку клиенты платят за сервис регулярно из месяца в месяц. Чем выше LTV, тем больше расходов на маркетинг и масштабирование может закладывать компания. Чем выше LTV, чем выше будет общая прибыль компании. Если клиент будет недоволен сервисом или предлагаемым решением, он уйдет, LTV окажется низким.

– CPA (cost per action, стоимость действия). Целевым действием может быть совершенная оплата от клиента или оформление заказа. CPA может варьироваться и зависеть от того, какой рекламный канал используется, как эффективно выстроена конверсионная воронка. Аналитика по метрике CPA дает возможность бизнесу понять, какие каналы привлечения клиентов наиболее прибыльны, а какие убыточны.

– CCR (Customer Churn Rate) — коэффициент оттока клиентов. Метрика может указывать на уровень качества продукта и степень удовлетворенности этим продуктом со стороны клиентов.

– MRR (Monthly Recurring Revenue) — регулярная месячная выручка компании. Одна из основных метрик не только в SaaS-сервисах, но и в компаниях с классической бизнес-моделью. MRR позволяет оценить общие успехи компании, темпы ее роста и потенциал для возможного масштабирования.

SaaS-бизнес, как и другие виды организаций, предлагающие свои продукты или услуги в интернете, могут использовать эффективные инструменты онлайн-маркетинга. Такие инструменты повышают конверсию сайтов и посадочных страниц, помогают собрать больше клиентов и увеличить общую выручку организации.
Продажи